Вопрос «Как открыть благотворительный фонд» все чаще мелькает на просторах Интернета среди участников волонтерских движений разной направленности.
Конечно, помогать людям и животным, попавшим в затруднительную жизненную ситуацию, можно и без официальной регистрации, однако, если помощь эта предполагает сборы финансовых средств, активисты обязаны отчитываться о движении денег пред государством. Кроме того, люди, желающие оказать материальную или физическую помощь нуждающимся, охотнее делают это через специализированные официальные организации.
Что такое благотворительный фонд
БФ — некоммерческая самостоятельная организация, деятельность которой зарегистрирована юридически и имеет четкий внутренний регламент (устав).
Работа фонда направлена на сбор финансовых средств (благодаря пожертвованиям неравнодушных людей), идущих на благие цели:
- помощь людям с серьезными заболеваниями, которым требуется дорогостоящее лечение,
- помощь многодетным и малоимущим семьям,
- лечение и поиск дома для бездомных животных,
- лечение и выпуск на волю диких животных, пострадавший от рук человека,
- помощь людям, пострадавшим от аварий и стихийных бедствий.
Законодательство России четко регламентирует работу благотворительных фондов, дабы мошенники не могли, прикрываясь благими целями, обманом заработать на пожертвованиях простых людей. И именно поэтому БФ должен иметь государственную регистрацию, чтобы продемонстрировать чистоту намерений (ну и конечно, для полноценной налоговой отчетности).
Мы уверены, что Вам будет полезна информация о том, какие документы нужны для оформления детского пособия.
С чего начать
Самый сложный вопрос перед созданием БФ с нуля — какой категории нуждающихся фонд будет помогать.
Средства могут быть направлены на:
- борьбу с конкретной болезнью или помощью пострадавшим от нее,
- помощь детям, пострадавшим от рук родителей,
- помощь старикам, о которых некому больше позаботиться,
- организацию приюта для животных, оказавшихся на улице по воле нерадивых хозяев. и т.д.
Это важно: ни в коем случае нельзя распылять средства фонда на «помощь всем», таким образом работа организации будет неэффективной.
Также необходимо придумать звучное название и проработать устав (четкая инструкция, которая поможет организовать деятельность всех сотрудников и волонтеров, будет регламентировать порядок распределения финансовых средств).
Прежде, чем зарегистрировать БФ, можно начать активный поиск квалифицированных кадров для работы в фонде на постоянной основе и волонтеров для оказания посильной помощи. Для этого нужно основать группу в социальных сетях (или создать сайт в Интернете), куда может вступить каждый желающий поработать на общественных началах.
Регистрация
Регистрация БФ не сложнее оформления частного бизнеса или ИП.
Необходимо подготовить следующие документы:
- заявление (2 экземпляра, один из которых заверен у нотариуса);
- устав фонда (3 экземпляра);
- данные об учредителях (2 экземпляра);
- квитанция об уплате гос. пошлины;
- данные о фактическом адресе (или юридическом, если учредитель — юр. лицо).
В заявлении о постановке организации на учет необходимо указать коды деятельность по ОКВЭД (таблица, в которой видам деятельности организаций присваивается определенный код). Здесь следует выбрать «оказание социальных услуг».
Пакет документов учредители фонда подают в отделение Министерства юстиции, а затем следует ожидание — будет ли деятельность организации утверждена или инициаторы услышат отказ.
При положительном решении документ о регистрации благотворительного фонда попадет в руки к учредителям через 2 недели. Затем БФ должен быть поставлен на учет в налоговой службе и фондах обязательного страхования.
Полезно знать: человеку без опыта работы с документами лучше обратиться в специальное агентство, где за умеренную плату сотрудники сами соберут и заверят все бумаги, а также в последующем поставят благотворительный фонд на учет во всех обязательных организациях.
Средства фонда
Распределение средств фонда строго регламентируется государством.
Только 20% от собранных денег БФ может направить на «собственные нужды». Сюда входит:
- заработная плата сотрудникам,
- оплата аренды или коммунальных услуг,
- ремонт или приобретение необходимого оборудования.
Остальные 80% отправляются по назначению — на помощь нуждающимся. Кому именно и в каких количествах будут выделены средства решают учредители. Многие фонды руководствуются принципом открытости — подробно расписывают приход и расход денег на официальном сайте. Но даже при этом пошаговая отчетность подвергается самым тщательным проверкам налоговых служб.
Но регистрация и ведение отчетности — еще не самое страшное. Учредителям благотворительного фонда следует набраться терпения и готовиться к непониманию и осуждению окружающих.
- «Зачем работать бесплатно или даже в минус?» (если нет пожертвований, нужды фонда оплачивают сами учредители).
- «Вы мошенники — собираете деньги и тратите на себя, идите работать» (то, что сотрудники и учредители фонда зачастую имеют еще и основную работу, никто не учитывает).
- «Вы помогаете животным, а дети в странах третьего мира голодают!»
- «Вы боретесь с раком, а пенсионерам негде жить!»
Подобные и многие другие высказывания учредители, сотрудники и волонтеры благотворительных фондов услышат от недоброжелателей. Однако, это ни в коем случае не должно сказать на их настрое! Благое дело всегда сопровождается критикой.
Смотрите видео, в котором специалист разъясняет, как зарегистрировать благотворительный фонд: